|
Практический маркетинг № 7 (113), 2006 г.
|
| |
|
CRM-подход при работе на рынке товаров производственно-технического назначения
М. Ерихов, О. Кардиналова
| | |
"Классификацию методов завоевания потребителя, общей основой которых остается выстраивание конкурентных преимуществ, удобно проводить по виду основных инструментов маркетинговых воздействий и направлений их применения:
- Традиционный маркетинг. Маркетинговое воздействие строится на основе переменных комплекса маркетинга каждого из рассматриваемых сегментов рынка, и в своей основе содержит стратегию непосредственного удовлетворения нужд и потребностей заказчика.
- Брэндинг. Инструмент маркетингового воздействия формируется путем изучения самого товара, его потребительских свойств, особенностей бизнеса его производителя и продавца.
- CRM-подход (управление связями с потребителем). Маркетинговое воздействие формируется на основе информации о потребителе, его потребностях и нуждах, его бизнесе и внеделовых особенностях.
- Прочие методы работы на рынке, в том числе основанные на приемах нейро-лингвистического программирования, "партизанского маркетинга", эмоциональных особенностях восприятия маркетинговой информации и т.д.
Среди перечисленных методов в практике работы российских компаний, по нашему мнению, наиболее эффективным, хотя и более сложным в реализации, может быть CRM-подход, поскольку, с одной стороны, его использование предполагает определенную предисторию взаимоотношений с клиентами, фиксацию и систематизацию доступных знаний о клиенте, его бизнесе, а с другой стороны, требует достаточно слаженной работы многих структурных подразделений фирмы, отвечающих за работу с клиентами. И первое и второе пока не очень доступно большинству российских компаний прежде всего из-за отсутствия соответствующего опыта работы в условиях рынка. Среди маркетологов-практиков бытует ошибочное мнение, что CRM-подход сводится к заполнению и дальнейшему использованию некоторой базы данных о клиентах, позволяющей поддерживать с ними периодические контакты и тем самым готовить почву для будущих сделок.
В настоящей работе предложен вариант CRM-подхода как маркетинговой технологии работы на рынке товаров производственно-технического назначения, используемых потребителем в качестве средств производства и обладающих высокой науко- и материалоемкостью. Такие продукты, как правило, обладают длительным жизненным циклом, требуют высокопрофессиональной эксплуатации и обслуживания…"
| | |
| |
|
Роль рейтингов при оценке конкурентоспособности предприятий
А. Савина
| | |
"По каким критериям оценивать и сопоставлять с конкурентами свои товары (услуги) и свою организацию, какие методы при этом использовать, - эти и многие другие вопросы ежедневно решаются специалистами тысяч российских организаций.
Очень часто применение нестандартных подходов дает наиболее экономичное и результативное решение. Так, применение рейтинговых оценок, заставляет по-новому взглянуть на проблему конкурентоспособности.
По определению автора, рейтинг - это комплексный интегральный показатель, включающий несколько самых важных для пользователя параметров оценки исследуемого объекта. Рейтинг - это, во-первых, источник информации о состоянии организации для внутренних пользователей с целью определения дальнейшего направления развития, а во-вторых, источник информации для внешних пользователей с целью выбора организации для приобретения тех или иных услуг или для осуществления инвестиций…
Нет сомнений, что рейтинг не может быть единственным показателем конкурентоспособности предприятия (конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, однозначных оценок которой, вероятно, просто не существует). Но этот, не сложный в применении, инструмент вполне способен дать ответы на ряд волнующих вопросов, касающихся месторасположения организации относительно конкурентов по оцениваемым параметрам. Основное свойство рейтинга - это отражение реального положения вещей (реальной позиции), чего не хватает многим методам оценки конкурентоспособности".
| | |
| |
|
Прогнозирование жизненных циклов товаров
Л. Шабанова
| | |
"Усиление конкурентной борьбы на потребительском рынке приводит к сокращению продолжительности жизненных циклов товаров (ЖЦТ), а также удорожанию разработки новых товаров.
Период существования товара, безусловно, является объектом статистического изучения и математического моделирования, так как ЖЦТ всегда характеризуется индивидуальной продолжительностью, на его формирование оказывает влияние множество разнообразных случайных факторов и как объект анализа он поддается количественному выражению.
Цель исследования заключается в том, чтобы, по возможности, продлить срок пребывания товара на рынке. При этом убыточные этапы ЖЦТ следует сокращать, а прибыльные - затягивать, пользуясь инструментами регулирования спроса.
Специалисты по анализу рынка должны внимательно отслеживать каждый из этапов ЖЦТ. Сложность этой работы заключается в том, что необходимо обрабатывать большую массу статистических данных, относящихся к определённым товарам на многих рынках. Однако наибольшую значимость приобретает этап стабилизации и момент его перехода к этапу спада. Для выявления динамики процессов этой важнейшей точки перехода необходима большая аналитическая работа статистиков, математиков, маркетологов, аналитиков, их опыт и интуиция…
Виды жизненных циклов товаров сильно различаются как по продолжительности, так и по форме. Выявленные статистические закономерности видов ЖЦТ можно классифицировать по признаку динамики объема продаж и построить следующие математические модели для каждого из этих видов…"
| | |
| |
|
Мониторинг жизненного цикла товара
Г. Бушмелева
| | |
"Одной из важнейших задач при проведении маркетингового мониторинга для предприятия является прогнозирование спроса на производимый предприятием товар. Изменение потребности населения в конкретном товаре с течением времени нашло отражение в концепции жизненного цикла товара. Модель жизненного цикла товара представляет собой модель реакции потребителей на наличие конкретного товара с течением времени. Определив, на какой стадии жизненного цикла находится товар, предприятие может использовать стратегию, соответствующую данной стадии жизненного цикла…"
| | |
| |
|
Подсистема "Маркетинг" в рамках системы управления стоимостью промышленного предприятия
Д. Артемьев, Д. Гергерт
| | |
"Ни для кого не секрет, что в последнее время в теории и практике управления одна из наиболее важных ролей в создании стоимости бизнеса отводится маркетингу. Эффективная работа маркетинга имеет смысл лишь тогда, когда она способствует повышению стоимости бизнеса. В основе такого подхода - признание того, что экономическая эффективность бизнеса, как и любого другого актива, определяется величиной денежных потоков на величину стоимости капитала. Эффективная работа маркетингового подразделения должна продемонстрировать, что она способна повысить денежные потоки предприятия.
В статье рассмотрены вопросы постановки на промышленном предприятии подсистемы "Маркетинг" для повышения стоимости бизнеса данного предприятия…
Суть подсистемы "Маркетинг" в первую очередь заключается в создании организационно-информационной системы, способной адекватно реагировать на любые изменения, как во внешней среде, так и внутри предприятия.
Принцип функционирования подсистемы "Маркетинг" целесообразнее всего представить в виде информационно-организационной схемы взаимодействия, состоящей из четырех основных составляющих: центр снабжения, центр маркетинга, центр сбыта и аппарат руководителя подсистемой…"
| | |
| |
|
Анализ рынка адаптогенов
А. Степанов, О. Стусенко
| | |
"В шестидесятые годы двадцатого века появление в отечественном здравоохранении настоек лимонника и аралии, экстракта элеутерококка вызвало большую популярность адаптогенных средств растительного происхождения. Группа адаптогенных фитопрепаратов к настоящему времени существенно расширилась, в том числе за счет зарубежных лекарств. В последние годы фармацевтические производители и дистрибьюторы проявляют большой интерес к текущему состоянию и перспективам развития рынка. В связи с этим представляется актуальным оценить современное состояние рынка адаптогенов, выявить сезонные тенденции в изменении объемов продаж, получить прогноз развития, определить соотношение различных лекарственных форм…"
| | |
| |
|
Оценка товарного ассортимента мясоперерабатывающего предприятия с применением АВС-анализа (на примере ОАО "Комбинат мясной Калачеевский")
А. Швец, М. Швец
| | |
С целью получения прибыли предприятия расширяют товарный ассортимент. При насыщении товарного ассортимента новый продукт должен отличаться от выпускаемых товаров. Перенасыщение товарного ассортимента ведет к сокращению общей прибыли, так как товары начинают конкурировать друг с другом (эффект "каннибализма" товаров"). В этих условиях данные по производству и реализации могут указать на продукты, которые, возможно, следует исключить из производственной программы из-за их убыточности или малой доли реализации или наоборот увеличить долю более рентабельных продуктов.
Для этой цели можно применять "АВС-анализ", основой которого является проранжированная структура производства и прибыли. АВС-анализ позволяет концентрировать внимание и усилия на тех направлениях, где ожидается максимальная отдача, и поэтому он широко применяется при выработке товарной стратегии.
В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом В. Парето "80% на 20%". Применительно к продуктовой стратегии в ходе такого анализа выделяются три группы продуктов по выбранным критериям: производству и реализации, прибыли, покрытию затрат. Группа А - больший вклад в общее производство и сбыт, заслуживают наибольшего контроля, В - средний вклад, требуют внимания изредка, С - малый. В области сбыта наибольшее внимание следует уделять А-продуктам. Результаты представляются в виде накопленных частот продуктов и долей по сбыту (производству) или по прибыли.
В качестве примера приведен АВС-анализ номенклатуры произведенной и реализованной продукции ОАО "Комбинат мясной Калачеевский" за 2002-2004 гг.
| | |
| |
Вверх
|