|
Практический маркетинг № 4 (110), 2006 г.
|
| |
|
Особенности организации полевых работ маркетинговых исследований в регионах России
А. Никулин | | |
"С развитием экономики России наблюдается бурный рост количества маркетинговых исследований, в которых проявляют все большую заинтересованность уже не только западные инвесторы в поисках рынков сбыта на территории РФ, но и отечественные товаропроизводители. В связи с этим можно отметить стремительное развитие регионального аспекта в маркетинговых исследованиях, что влечет за собой расширение партнерских связей между компаниями, профессионально занимающимися организацией маркетинговых исследований в различных субъектах РФ, и увеличение объемов проводимых полевых работ на основании субподряда. Для изучения практики организации такого рода работ Институтом социальных коммуникаций (г. Тула) в октябре 2005 г. был реализован исследовательский проект "Организация полевых работ маркетинговых и социологических исследований в регионах России".
Исследование было нацелено на выяснение основных факторов, которые играют определяющую роль при организации полевых работ в регионах, а также на изучение нюансов во взаимоотношениях между компаниями подрядчиками и субподрядчиками. Проведенное исследование не ставило перед собой задачи выяснения каких-либо экономических (финансовых) аспектов этих взаимоотношений, а было направлено исключительно на изучение их методической и мотивационной составляющей.
Исследование проводилось методом письменного опроса путем самозаполнения анкеты с отправкой ее по электронной почте. В исследовании приняли участие 145 компаний, профессионально занимающихся организацией социологических и маркетинговых исследований на территории России. Всего анкеты высылались 570 исследовательским центрам, то есть ответ был получен от 25% организаций. Респондентами данного исследования выступили руководители компаний, их заместители, а также руководители или специалисты полевого направления и прочие специалисты".
| | |
| |
|
Маркетинговая компонента в процессах реформирования железнодорожного комплекса
В. Бондаренко | | |
"Маркетинговая направленность реформ означает четкое определение клиентских сегментов, для удовлетворения интересов которых производится реформирование той или иной отрасли. Более того, сама необходимость реформирования возникает в силу неполного удовлетворения запросов клиентских слоев, обслуживаемых данной отраслью, либо в случаях сужения изначально существующей целевой аудитории и, следовательно, необходимости ее частичной трансформации и пополнения за счет включения иного контингента. В полной мере данное понимание проблемы относится к реформированию транспортной инфраструктуры…
Автором статьи с помощниками проведено полевое исследование, включающее в себя опрос пассажиров поездов направления Москва - Адлер в г.г. Адлер и Ростов-на-Дону и опрос предпринимателей из строительной индустрии в Ростове-на-Дону, Батайске, Таганроге, Аксае, Азове, Волгодонске. Выборка из числа пассажиров составила 404, была случайной и невозвратной. Опросу подверглись пассажиры вагонов второго класса (купейные) - 375 человек и пассажиры вагонов первого класса (СВ) - 29 человек. Пассажиры вагонов третьего класса, как склонные к низко комфортным перевозкам, были исключены из опросов. В опросах представителей строительной индустрии участвовали менеджеры по снабжению и сбыту из частных и государственных строительных фирм, использующих в своей практике новороссийский цемент - всего 278 человек".
| | |
| |
|
Совершенствование метода отбора целевых сегментов
Г. Габидинова | | |
"При отборе целевых сегментов автор предлагает использовать усовершенствованный метод оценки привлекательности сегментов, который заключается в вычислении комплексной оценки каждого сегмента.
В связи с этим, процесс отбора целевых сегментов предполагает прохождение следующих этапов:
- Определение критериев привлекательности сегментов.
- Приведение значений критериев привлекательности к относительному виду.
- Определение коэффициентов значимости критериев.
- Вычисление оценки привлекательности для каждого сегмента.
- Отбор целевых сегментов.
Предложенный автором усовершенствованный метод отбора целевых сегментов, по сравнению с наиболее известными методами, имеет ряд достоинств.
Метод позволяет:
- выбирать критерии привлекательности сегментов;
- привести к сопоставимому виду значения разных критериев;
- объективно определить весовые коэффициенты для каждого критерия;
- определить комплексную оценку привлекательности каждого сегмента".
| | |
| |
|
Кубокачус: методика оценки качества услуг
Н. Волкова | | |
"С точки зрения маркетолога, качество в сфере услуг предполагает сравнение потребителем восприятия качества услуги в момент ее потребления со своим ожиданием качества до потребления услуги. Именно этот принцип заложен в основу методики SERVQUAL (аббревиатура от словосочетания "service quality" - "качество услуги")…
Апробация методики SERVQUAL применительно к сфере образовательных услуг подтвердила ее эффективность для выявления наиболее проблемных, "болевых" точек деятельности вуза. Однако указанная методика не позволяет представить комплексную картину качества, проранжировать вузы по критерию качества предоставляемых ими образовательных услуг, выявить "лидеров" и "аутсайдеров". Это вызывает необходимость модернизации методики в соответствии с принципами системного подхода, в рамках которого сложная проблема рассматривается с точки зрения неразрывной взаимосвязи с ее составляющими.
В данном контексте заслуживает внимания методика, получившая название "куба для сбора данных", которая впервые была предложена К. Мейби и Д. Пью. В дальнейшем "куб для сбора данных" получил развитие у новосибирских ученых-консультантов В.Г. Сибирякова и Л.Н. Семеновой, получив у них название "куб бизнеса". Основу указанной методики составляет построение куба в трехмерной системе координат, оси которой соответствуют трем составляющим изучаемого явления или процесса. Каждая ось подразделяется на три или более уровня, отражающих определенное состояние системы. Пересечение же этих уровней и определяет искомый куб.
В статье представлена апробация методики КУБОКАЧУС для оценки соответствия образовательных услуг запросам потребителей".
| | |
| |
|
BTL-технологии в рекламе и продвижении продукции на автомобильном рынке
Т. Решетило | | |
"Одним из эффективных инструментов в области маркетинговых коммуникаций является событийный маркетинг. В организации маркетингового события возникает ряд трудностей для достижения эффективности проекта, основные затруднения связаны с комплексностью подхода, позволяющего на начальной стадии выработать приоритетные направления, а также определить сферы вовлечения. Представленная методика позволяет провести маркетинговое событие комплексным способом, и достигнуть на всех этапах реализации проекта планируемых целей. Методика может быть использована для нескольких видов маркетинговых событий, имеющих большое значение в коммуникационной политики компании.
Типы событий, в реализации которых может использоваться данная методика:
- презентация новой модели;
- открытие нового автомобильного салона;
- проведение "Дня открытых дверей".
| | |
| |
|
Перспективы производства нового вида основ безалкогольных напитков
М. Куракин, О. Еремина, В. Позняковский | | |
"Любой производитель "нового" пищевого продукта обязательно задается вопросом: "Как воспримет потребитель данный товар?". Зачастую ответом на подобные вопросы являются данные, полученные в результате проведения опросов самого населения (например, изучение потребительских предпочтений), ибо именно покупатель и является лицом, определяющим востребованность конкретного продукта.
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП) совместно с научно-производственным объединением "Артлайф" (г. Томск) разработал рецептуру и технологию нового вида основ безалкогольных напитков - гелевые концентраты. Для изучения реакции рынка, а если быть более точным, одного из участников рынка - конечного потребителя, на кафедре "Биотехнология, товароведение и управление качеством" КемТИПП была разработана анкета для опроса потенциальных и актуальных покупателей".
В статье приводятся некоторые результаты проведенного исследования.
| | |
| |
|
Исследование рынка рубричной рекламы
Advance Market Research | | |
"Медиаисследования в нашей стране начинались с самых дорогих медианосителей и распространились на другие медиа со все меньшими расценками размещения рекламы. В настоящее время активно исследуются и специфика размещения наружной рекламы и особенности восприятия рекламы на радио. Практически неисследованной осталась единственная рекламная площадка - рубричная реклама. Это и понятно: в медиа с высокими тарифами размещения выше цена риска, серьезнее интересы рекламодателей. У недорогих строчных объявлений более скромные рекламодатели, неготовые финансировать исследования рынка classifieds. В действительности же, в этой сфере вращаются огромные средства, вот только поделены они на огромное количество небольших рекламных взносов. С ростом, концентрацией капитала и в этом секторе рынка появляются возможности финансирования исследований. Комплексный анализ рынка рубричной рекламы требует компетентного взгляда и опыта как в медиа-, так и в рыночных исследованиях. Предлагаем Вашему вниманию фрагменты такого исследования, проведенного Advance Market Research…"
| | |
| |
|
Спорт как новый и особый объект маркетинга
В. Леднев | | |
В письме в редакцию автор, рассматривая спорт как специфический сектор рыночной экономики, предлагает направление спортивного маркетинга в качестве новой темы для обсуждения широким кругом российских специалистов, работающих в сфере практического маркетинга. Редакция, соглашаясь с автором, пользуясь случаем, напоминает всем, кого интересует тема спортивного маркетинга - и читателям, и потенциальным авторам, что эта тема заявлена как одна из основных рубрик в приложении к "Практическому маркетингу" журнале "АртМаркетинг".
| | |
| |
Вверх
|