|
Практический маркетинг " № 9 (103), 2005 г.
|
|
|
Маркетинг в деловых образовательных услугах |
В. Бондаренко |
| |
"Кадры, рекрутируемые в малый бизнес, как правило, не имеют соответствующей экономической и управленческой подготовки, что снижает эффективность рыночного существования малых предприятий, порождает значительную текучесть кадров в их системе. А это, в свою очередь, актуализирует развитие сектора деловых образовательных услуг для данного клиентского слоя. Доказательством возросшей потребности в деловых образовательных услугах является тот факт, что усредненно за год кадровый состав 2/3 малых предприятий обновлялся как минимум на одну треть.
Рабочей гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что недостаточная имиджевая привлекательность центров по оказанию деловых образовательных услуг и обусловленная этим недополученная ими прибыль, связаны с просчетами в оценках потенциального клиентского слоя. Таким образом, целью нашего маркетингового исследования явился анализ качества оказания деловых образовательных услуг, объективных и субъективных свойств потребителей данных услуг и варианты внутреннего сегментирования общей массы клиентов (слушателей) для выделения приоритетных для фирмы клиентских слоев.
В рамках выдвинутой рабочей гипотезы нами было проведено комплексное исследование процесса исполнения деловых образовательных услуг, предоставляемых рядом образовательных центров на базе ряда вузов ЮФО по программе подготовки кадров для МП и прочих предпринимательских структур. Длительность исследования составляла два года. Всего исследованию подверглись 900 курсантов из 2518 чел., прошедших обучение по данным программам. Наше исследование проводилось в три этапа по трем основным направлениям.
На первом этапе проводилось комплексное тестирование претендентов, включающее в себя анализ их социокультурного статуса, определение базового уровня знаний и определение коэффициента интеллектуальности слушателей.
На втором этапе производилось комплексное изучение мотивации к обучению.
На третьем этапе проводилась оценка степени эффективности обучения (уровень усвоения информации с использованием выходного тест-контроля и авторских оценок его).
Далее, по окончании всех трех этапов исследования, проводился комплексный анализ и синтез полученных данных для оценки эффективности оказания деловых образовательных услуг с учетом базового уровня образования обучаемых, их интеллекта, мотивации и сопоставлением полученных результатов с данными объективного контроля и субъективными оценками слушателей". |
|
|
|
Процедуры маркетингового исследования в образовании (на примере факультета повышения квалификации госпедуниверситета) |
Е. Ганаева |
| |
"В статье рассматриваются процедуры маркетингового исследования, проводимого на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФПК и ППРО) госпедуниверситета.
Маркетинговые исследования в образовании, приобретающем характер услуговой сферы, являются неотъемлемой частью стратегической и тактической линии учреждения. Поэтому актуальность их проведения трудно переоценить. Маркетинговые исследования в образовании отличаются от аналогичной деятельности в коммерческой сфере, на наш взгляд, во-первых, специфичностью научного аппарата исследования, во-вторых, необходимостью проведения "входного" и "выходного" исследований (для отслеживания динамики изменений).
Исходя из этого, в качестве процедур маркетингового исследования мы выделяем:
1. Разработку концепции исследования (актуализация исследования, объект, предмет, цель, задачи, система показателей);
2. "Входной" эмпирический срез; его анализ (разработка рабочего инструментария, процесс получения, обработка и анализ данных);
3. Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования (разработка выводов и рекомендаций, использование, оценка результатов осуществленных мероприятий, предпринятых на основе проведенного исследования)
4. "Выходной" эмпирический срез; его анализ".
|
|
|
|
Маркетинговые исследования конкурентных преимуществ субъектов рынка образовательных услуг Кабардино-Балкарской республики |
С. Махошева, С. Галачиева |
| |
"Несовершенство концепции управления образовательными процессами в условиях развития рыночных отношений в региональных программах и возросшая актуальность совершенствования управления системой образования на всех ее уровнях обусловили необходимость проведения маркетинговых исследований в сфере высшего профессионального образования.
Услуги в области экономического высшего образования в Кабардино-Балкарской республике предоставляют как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения. Для исследования выбрано 5 вузов, среди них два государственных и три негосударственных высших учебных заведения".
|
|
|
|
Механизм стратегического управления интеллектуальным капиталом организации |
А. Макаров |
| |
"Рост значения нематериальных ресурсов и особые сложности в управлении ими находят отражение в росте внимания специалистов к т.н. "интеллектуальному капиталу" организации. Наиболее известные работы в области теории интеллектуального капитала были написаны Свейби, Стюартом, Эдвинссоном, Мэлоуном, Левом; эти авторы относят к интеллектуальному капиталу человеческий капитал и структурный капитал, который делят на внутренний и внешний по отношению к организации.
Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации. Компетенции делятся на профессиональные, социальные (способность налаживать связи внутри организации) и деловые (способность налаживать связи с внешним окружением).
Внутренний структурный капитал подразделяют на кодифицированное ноу-хау, организационные структуры, процессы, методы, информационные системы, служащие для обмена информацией и творческого применения общего знания, системы и процессы управления, позволяющие предприятию концентрироваться на стратегии и приспособлять ее к условиям среды. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами - поставщиками, посредниками, клиентами (отношения с клиентами называют еще клиентским капиталом).
Существует ряд концепций управления нематериальными ресурсами организации, среди которых следует выделить работы Свейби, Каплана и Нортона, Хэмела и Прахалада, Сенге и др. Тем не менее, на наш взгляд, в современной литературе недостаточно глубоко исследованы вопросы движения интеллектуального капитала, преобразования знаний сотрудников организации в финансовые результаты. Нами предложена концепция механизма стратегического управления предприятием, обеспечивающего устойчивое развитие организации в условиях экономики знаний".
|
|
|
|
Организация маркетингового управления разработкой и освоением продуктовых инноваций |
А. Орешенков |
| |
"Результаты научно-технической и инновационной деятельности характеризуются созданием передовых производственных технологий и освоением выпуска на этой основе новых видов изделий, что, в итоге, является важнейшим фактором роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности за счет новых потребительских свойств. Необходимость выработки в условиях ужесточающейся конкуренции более интегрированных подходов к организации и ускорению деятельности по разработке, освоению и развертыванию производства новых продуктов, требует создания ряда специфических организационных механизмов внутрифирменного управления по созданию новых продуктов на основе принципов маркетинга. Принципы маркетинга могут быть использованы для определения приоритетных направлений развития конкретного производства на основе системного анализа рыночных проблем, изучения реакции потребителей на появление новых разработок, на модификации выпускаемых товаров, решения проблем качества и др." |
|
|
|
Методические подходы к оценке экологической эффективности деятельности предприятий |
М. Глухова |
| |
"Экономический подъем последних лет в России сопровождается ростом воздействия производящих субъектов на окружающую среду, социальное и физическое здоровье населения, причем объективные показатели социально-экологической эффективности компаний мало влияют на рыночные предпочтения потребителей продукции и услуг, а также на позиции инвесторов.
В 2000 г. Международным Социально-экологическим союзом (МСоЭС) и Независимым экологическим рейтинговым агентством BioDat была разработана методология оценки социально-экологических издержек производства, на основании которой был проведен расчет рейтингов экологических издержек для 13 отраслей экономики, 13 регионов и 13 крупнейших корпораций. Расчет рейтингов начинался с обработки официально опубликованных сведений Госкомстата, Росземкадастра, Государственных докладов о состоянии окружающей среды и др. и оценки семи параметров воздействия: объем поглощаемой из природных источников воды, сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, выброс вредных веществ в атмосферу (отдельно от стационарных источников и транспортных средств), образование токсичных отходов, площадь нарушенных земель. Большинство из этих показателей входят в состав официальной статистической отчетности. Затем полученные показатели соотносились друг с другом, а мерилом эквивалентности выступала численность занятых.
Фактические сведения о воздействиях на природную среду доступны в официальной статистической отчетности, а рассчитанные на их основе показатели позволяют сравнивать производственную деятельность между отраслями, внутри отдельной отрасли, а также между отдельными предприятиями. Кроме того, данные показатели весьма эффективны для сопоставления динамики и выявления тенденций. Суть данного метода заключается в том, что используемые показатели соизмеримы, характеризуют воздействие на природную среду, имеют численное выражение и рассчитываются с применением однотипного набора признаков.
Методические подходы к оценке экологической эффективности деятельности предприятий рассмотрены на примере предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК)".
|
|