Вы можете приобрести отдельные статьи (pdf) из этого номера. Информация для оплаты >>

Стр. 3 – 14

Повышение гибкости фирмы как способ преодоления понижательной фазы в модели жизненного цикла (на примере ООО «Иркутская нефтяная компания»)

Суходолов Александр Петрович, доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет, г. Иркутск; 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анохов Игорь Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск; 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена уточнению модели жизненного цикла применительно к организациям, находящимся на стадии «бюрократизации». Предполагается, что у каждой организации и её подразделений есть собственная цикличность, отличная от цикличности основного производства, что позволяет классифицировать подразделения фирмы по степени корреляции их циклов с циклами основного производства.
Объектом исследования является деятельность ООО «Иркутская нефтяная компания». Данная организация является одним из лидеров в сегменте независимых нефтедобывающих компаний России. Исследовательский интерес представляет история ее успешного развития, которая хорошо вписывается в модель жизненного цикла, когда прежний кадровый состав перестает соответствовать современным вызовам и новым задачам ее развития.
В S-образной кривой жизненного цикла организации можно выделить понижательную и повышательную фазы. Причиной понижательной фазы является несоответствие внутреннего динамизма фирмы новым требованиям изменившейся внешней среды и новым задачам развития. Недостаток динамизма и гибкости, в свою очередь, вызван подавляющим доминированием одного из функциональных подразделений, получившим административное преимущество и перераспределяющим в свою пользу права и ресурсы фирмы. В результате все процессы формализуются, бюрократизируются и «затвердевают», сверхспециализация подразделений постепенно блокирует внутренние мобилизационные возможности.
В статье предложены косвенные индикаторы, сигнализирующие о приближающемся кризисе, описываемом понижательной фазой в модели жизненного цикла организации. Часть этих индикаторов может быть выражена количественно, что открывает возможность проактивной политики для учредителей и совета директоров.
Выявленные с помощью индикаторов угрозы и риски могут быть преодолены с помощью инструмента, гарантированно обеспечивающего универсализацию подразделений и гармонизацию их интересов.

Стр. 15 – 26

Влияние потребительских ценностей на устойчивое поведение и выбор потребителями эко-товаров

Напалкова Анастасия Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный Федеральный Университет; 690050, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Коваль Маргарита Керимовна, маркетолог-аналитик ООО «Стратегия Успеха»; 690068, Владивосток, ул. Магнитогорская, 4, оф. 803

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В настоящее время отмечается рост интереса потребителей к экологически чистой продукции в различных странах. С одной стороны потребность в таких товарах и услугах уникальна, а, следовательно, уникальным должен быть и способ ее адекватного удовлетворения. С другой стороны, потребительское поведение «зеленых» покупателей определяют настоящее и будущее «зеленой экономики». Потребители могут выбирать различные типы поведения, для того чтобы защитить окружающую среду, и покупка экологически чистых продуктов является одним из проявлений такого поведения. Компании должны понимать не только, кто такие «зеленые» потребители, но и что их мотивирует к «зеленому» покупательскому поведению, какими потребительскими ценностями они руководствуются, что позволит создавать и продвигать продукты, которые отвечают их потребностям.
В данной работе представлены результаты исследования осведомленности, восприятия и отношения потребителей к эко-товарам, которые позволили провести сегментирование и оценить влияние потребительских ценностей на выбор эко-товаров различными сегментами рынка. Методом сбора данных являлся количественный опрос (опрошено 362 человека). Результаты, представленные в работе, доказывают влияние функциональных, социальных, экологических, ситуационных, эмоциональных, экономических, понятийных ценностей на потребительское поведение выделенных сегментов при выборе эко-товаров. Изучение влияния ценностей потребителей в рамках каждого сегмента позволило сформулировать модели эко-товаров, основанные на пересечении 5-уровневой модели Ф. Котлера и модели ценностей Шета–Ньюмана–Гросса. Предложенная методика исследования нацелена установить взаимосвязь уровней эко-товаров по замыслу и в реализации, а также ценностей потребителей. Адресные рекомендации, ориентированные на операторов рынка эко-товаров, могут позволить производителям по новому взглянуть на разработку и продвижение собственных эко-товаров, в первую очередь, с точки зрения ценностей потребителя и установок, которые движут ими в процессе принятия решения о покупке, а также помогут правильно позиционировать свой эко-бренд и завоевать лояльность потребителей различных сегментов.

Стр. 27 – 32

Сравнительный конкурентный анализ основных образовательных программ магистратуры вуза (на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Гусейнова Залина Аслановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова; 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена описанию реализации авторской методики оценки конкурентоспособности образовательных программ магистратуры вуза на примере Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и ведущих вузов Москвы, реализующих программы по направлениям «Менеджмент» и «Экономика». На этапе определения и ранжирования ключевых конкурентов предлагается использовать эмпирические данные, полученные из открытых источников (рейтинги, статьи в специализированных периодических изданиях, справочники, интернет-ресурсы). Новизна авторского подхода заключается в разработке методики сравнительного анализа конкурентоспособности образовательных программ магистратуры с апробацией РЭУ им. Г.В. Плеханова. Использование предлагаемого подхода конкурентного анализа магистерских образовательных программ позволит усилить конкурентные позиции вуза за счет возможности гибко корректировать портфель образовательных программ магистратуры в соответствии с тенденциями на рынке образования.

Стр. 33 – 38

Процессный подход в управлении бизнес-процессами торговой компании

Красюк Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, зам. директора по НИР высшей школы сервиса и торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хухлаев Дмитрий Григорьевич, кандидат э кономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Институт технологий (филиал) Донской государственный технический университет в г. Волгодонске; 347386, Ростовская область, г. Волгодонск, проспект Мира, 16

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Барбарук Анна Игоревна, студент направления «Торговое дело», высшая школа сервиса и торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Интеграционные формы развития торговли обусловили применение процессного подхода в управлении торговыми компаниями. Процессный подход фокусирует три группы проблем теоретического, методического и прикладного характера. Авторская позиция заключается в обосновании применения процессного подхода к управлению бизнес-процессами торговой компании. Под бизнес-процессом авторы понимают комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, направленных на реализацию и достижение миссии торговой компании. Существует два вида анализа бизнес-процессов торговой компании: качественный и количественный. Авторская точка зрения заключается в том, что использование конкретной методики для оценки результативности процессного управления определяется содержанием реализуемых бизнес-процессов.

Стр. 39 – 44

Маркетинговые манипуляции с ценой

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса, Байкальский государственный университет;664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена ценовым маркетинговым манипуляциям, основанным на противодействии демпингу со стороны конкурентов, ценовому давлению и большому количеству неявных скидок со стороны мелких клиентов. В статье рассматривается суть построения ценностно-стоимостной карты. Автором предложено построить ценностно-стоимостной график и сделать вывод о том, насколько хорошо структурирован рынок, и готов ли он к тем или иным ценовым операциям. С помощью ценностно-стоимостной карты можно построить ценовую стратегию, суть которой сводится к ответу на вопрос, в каком направлении двигаться относительно общего ценового тренда. Основной задачей статьи является обоснование неэффективности и ошибочности снижения цены вслед за недобросовестными или неадекватными конкурентами. Автором также предложено использовать метод диаграммы размаха для повышения цен, путем выявления и локализации причин или особенностей клиентов, которые очень дешево покупают продукты компании. В статье также предложено маркетологам обратить внимание на неявные скидки для мелких клиентов и выстраивать с ними продажную логистику цивилизованными переговорами.