Журнал доступен для скачивания в PDF формате. Читать / Скачать >>

Стр. 3-15

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-3-15
«Пространственная активность клиентов» – новый источник конкурентных преимуществ компании розничной торговли

Тхориков Борис Александрович, д. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85

Герасименко Ольга Александровна, к. экон. н., доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85

В статье рассмотрены вопросы применения пространственной активности человека в качестве перспективного инструмента конкурентного преимущества. В исследовании приводится аналитический обзор литературы, посвященный вопросам институциональных условий развития геомаркетингового подхода и технологий Big Data. Описаны концептуальные исследования понятия пространственной активности, выделены значимые условия формирования конкурентных преимуществ (расстояние безразличия, типовые сценарии поведения клиента в городских зонах). Разработаны сценарии поведения человека в городском пространстве, в том числе, алгоритм управления пространственной активностью клиента как инструмент геомаркетингового подхода. Сделаны выводы о возможностях применения геомаркетингового анализа для формирования пула потенциальных объектов розничной торговли и выбора оптимальной альтернативы. Приводятся результаты апробации авторских разработок на примере выбора местоположения для открытия в городском пространстве магазина рыболовных принадлежностей.

Стр. 16-23

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-16-23
Отраслевые особенности конкурентных стратегий в эпоху пандемии

Лучанинов Роман Сергеевич, соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, д. 85

Пандемия изменила поведение потребителей и заставила игроков рынка по-новому взглянуть на продвижение продукции и построение конкурентных стратегий. Все ли приобретенные в самоизоляции привычки аудитории останутся после кризиса, как вовлечь пользователей в коммуникацию с брендом, и какие качества необходимы маркетингу будущего – вопрос риторический. Самоизоляция задала новые паттерны поведения потребителей – предпочтение онлайн-покупок, рациональные траты в кризис, потребление контента в digital, рост технической грамотности. Такие тренды стали нормой для всех отраслей. В статье рассмотрены основные характеристики конкурентных стратегий предприятий разных сфер деятельности, но схожих по линии поведения в эпоху пандемии. Продемонстрировано, что современные технологии маркетинга дают возможность для трансформации существующих бизнес-моделей, создавая перспективы для роста, повышения эффективности и резистентности предприятий в кризисных условиях. Обосновано, что в текущих кризисных условиях назрела необходимость применения новых способов управления предприятиями.

Стр. 24-30

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-24-30
Маркетинг отношений в формировании и развитии трудовых коллективов промышленных предприятий

Исконно маркетинг рассматривался лишь с точки зрения продвижения продукции на рынок, формирования ассортимента товаров и услуг, установления цены на них, но он постепенно стал завоевывать внимание и кадровых служб предприятий, в том числе и промышленных. Маркетинг отношений с персоналом стали всё чаще рассматривать и в контексте создания привлекательного образа предприятия для потенциальных и настоящих сотрудников. Маркетингом персонала – это процесс «продажи» компании членам трудового коллектива или же соискателям. Хорошие специалисты на вес золота, и высокой зарплаты вкупе с социальным пакетом им уже недостаточно. Понять, что нужно работнику, что именно ценно для него в трудовых отношениях, как «продать» ему вакансию, как удержать ключевых сотрудников – все это функции маркетинга персонала на промышленном предприятии. В этой статье будет рассмотрено самое понятие маркетинга человеческого капитала, его разделение на внутренний и внешний, цели, задачи и функции данного направления деятельности компании, факторы, определяющие содержание HR-маркетинга в промышленной организации.

Стр. 31-36

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-31-36
Проблемы и возможности повышения потребительской ценности предложения на рынке e-commerce на основе совершенствования логистических процессов

Деленьян Борис Александрович, к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория, экономика и менеджмент», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова; 353918, Россия, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93

Кайфеджан Диана Погосовна, ассистент кафедры «Маркетинг и торговое дело», Кубанский государственный университет; 3500540, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

Воронов Александр Александрович, д.э.н., доцент, профессор кафедры «Логистика и коммерческая работа», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I; 190031, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, 9

Конограй Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Логистика и коммерческая работа», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I; 190031, Россия, Санкт-Петербург, Московский проспект, 9

Тенденции и динамика развития рынка e-commerce актуализируют рассмотрение проблем и возможностей повышения потребительской ценности интегрированного маркетингового предложения. Выделенные авторами факторы внешней и внутренней среды компаний, занимающихся электронной коммерцией, позволяют оказывать влияние на кастомизацию предложения. Дополнительные возможности роста привлекательности продуктов на рынке e-commerce содержатся в повышении качества логистических процессов, в особенности в части доставки, поскольку данное направление позволяет максимально индивидуализировать продукцию с учетом специфики потребления в онлайн-среде, а также повысить конкурентоспособность компании.

Стр. 37-44

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-1298-37-44
Иноязычные сайты и социальные сети университетов как факторы повышения университетской конкурентоспособности

Лю Явэй, аспирантка кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85

Для университетов Центрального Федерального округа РФ, входящих, по крайней мере, в один из рейтингов Эксперт РА и Интерфакс за 2018 и 2021 гг., построены бинарные матрицы наличия у них иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях. Для этих матриц построены бинарные субматрицы, состоящие из единиц, которые позволили выявить иноязычные сайты и социальные медиа, принадлежащие наибольшему числу университетов. На основе этих матриц получены агрегированные показатели наличия иноязычных сайтов и социальных сетей по субъектам ЦФО РФ, которые предлагается включать в нематериальные активы региона, влияющие на региональную университетскую конкурентоспособность. Университетские веб-сайты и социальные сети университетов играют важную роль в продвижении университета в различных рейтингах, способствуют привлечению студентов и установлению контактов. Это обусловливает необходимость разработки математического инструментария для сравнительного анализа университетских сайтов и социальных сетей. В качестве такого математического инструментария предложено построение бинарных матриц и их кластеризация.