Журнал доступен для скачивания в PDF формате. Скачать >>
Использование методики обратного сегментирования на примере рынка туристических услуг
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассматривается методика обратного сегментирования рынка. Вначале проведен подробный аналитический обзор научной литературы по данной проблеме, показаны различия в описании данной технологии и проблемы при ее использовании. На основе анализа литературы автором статьи разработан процесс обратного сегментирования по мотивам и характеристикам поведения потребителей.
Апробация предложенного процесса была сделана на основе результатов маркетингового исследования рынка туристических услуг г. Ярославля. В рамках исследования было опрошено 300 респондентов. В качестве признака сегментирования используется «тип туриста», показывающий его мотивацию потребления услуг. Рассмотрены два варианта сегментирования и более эффективным признан тот, который учитывает не просто отдельные мотивы потребителей, а их уникальную комбинацию. Всего выделено 9 основных рыночных сегментов потребителей туристических услуг, для каждого были рассчитаны средние значения дескриптивных характеристик (пол, возраст, уровень дохода) и присвоено свое «имя». Построены двумерные графики, наглядным образом демонстрирующие ситуацию и относительное расположение сегментов на рынке.
Предложенная методика обратного сегментирования является достаточно простой и позволяет легко выделить целевой сегмент. Это создает условия для ее успешного применения различными предприятиями на самых разнообразных рынках товаров и услуг.
Ключевые слова: сегментирование рынка; обратное сегментирование; процесс сегментирования; рынок туристических услуг; критерии сегментации; дескриптивные характеристики.
Особенности рекламной визуализации массового продукта для потребителей разных типов по Майерс-Бриггс (MBTI)
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассматриваются особенности сегментирования целевой аудитории массового продукта с использованием методики MBTI. Апробирована методика MBTI для типирования потребителей, обоснована актуальность применения данного инструмента в процессе определения целевой аудитории продукта. Была исследована теория MBTI и взаимосвязь типов личности по MBTI с ключевыми аспектами дизайна рекламного баннера массового продукта; на основе этих связей были разработаны 16 рекламных баннеров продукта массового потребления и, по результатам полевого голосования респондентов за тот или иной баннер, были проанализированы корреляции, существующие между типом личности респондента и дизайном предпочитаемого им рекламного баннера. Таким образом, в результате полевого исследования были выявлены некоторые зависимости между типом личности потребителя по MBTI и его предпочтениями относительно визуального и текстового ряда на рекламном баннере продукта массового потребления. Эти корреляции легли в основу рекомендаций маркетологам по продвижению массовой продукции потребителям разных типов MBTI, которые приведены в статье.
Ключевые слова: психология потребления; сегментирование; типология; психографика; MBTI.
Построение пирамиды бренда торгового предприятия
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Целью проведенного исследования является построение пирамиды торговой марки предприятия розничной торговли и выявление тех проблем, которые мешают торговой марке стать полноценным брендом.
Объект исследования – торговая марка розничной сети ООО «Система Чибис», работающей в четырех регионах СФО: Кемеровская и Томская области, Красноярский край, республика Хакассия.
Для оценки и построения бренда использовали пирамиду бренда Ж.-Н. Капфферера, которая изначально была разработана для торговой марки конкретного товара, а не для торговой марки (бренда) компании.
Для построения пирамиды бренда исследовали ядро, стиль и тематику торговой марки «Чибис». Ядро пирамиды – ее фундаментальный неизменный принцип, для торгового предприятия – причины и частота совершения покупок. Стиль – «автопортрет» целевой аудитории, ее культура и личность. В тематику бренда входят: физические свойства бренда, экстерьер и интерьер; ассортимент; ценовая политика; персонал; сервис; реклама; ассоциации покупателей.
В ходе исследования торговой марки «Чибис» были проведены полевые исследования и анализ деятельности магазинов основных конкурентов в г. Кемерово и в г. Новосибирске; качественные исследования, а именно, фокус-группы. Для подтверждения качественных исследований проводились количественные исследования методом анкетирования.
Полученные в результате проведенных исследований ядро, стиль и тематика бренда «Чибис» позволили сформировать его пирамиду и предложить ООО «Система Чибис» ряд рекомендаций по улучшению индивидуальности бренда «Чибис» и усилению его позиций.
Ключевые слова: торговая марка; пирамида бренда; индивидуальность бренда; предприятие розничной торговли.
Особенности маркетинговых исследований на рынке потребительской электроники
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
За последние 15 лет рынок потребительской электроники претерпел значительные изменения, в ходе которых произошло смещение потребления одних товаров на другие, более инновационные и многофункциональные. Кроме того, непрерывно растет вклад развивающихся стран в общий объем мировых продаж. Основным отличием рынка потребительской электроники от многих других является то, что очень часто на рынок выводятся принципиально новые товары, не имевшие ранее аналогов. Затраты на исследования и разработку, а также на производство и непосредственно покупку товаров являются весьма значительными и не относятся к повседневным расходам потребителей. Таким образом, роль планирования будущих тенденций и потенциальных продаж является весьма существенной. В связи с этим целью данной статьи была оценка роли и места маркетинговых исследований на рынке потребительской электроники. В ходе исследования были охарактеризованы основные виды маркетинговых исследований на рынке потребительской электроники. Они включают в себя исследования, которые дают информацию о рынке в целом, его структуре и динамике развития, исследования, характеризующие потребителей и их основные предпочтения, а также исследования, позволяющие оценить эффективность методов получения информации о товаре и его продвижении, направленные на привлечение новых потребителей. За последние 5 лет значительно возросло число исследований именно последнего вида. Связано это с тем, что по мере развития и увеличения распространения сети Интернет, роста электронной торговли, а также всевозможно доступной информации о товарах и имеющихся предложениях на рынке, растет потребность в оценке факторов, влияющих на решение потребителя о покупке товара. Важной особенностью маркетинговых исследований на рынке потребительской электроники является тот факт, что благодаря техническим особенностям товаров, некоторые типы исследований могут осуществляться непосредственно компаниями-производителями.
Ключевые слова: потребительская электроника; маркетинговые исследования; рыночные тенденции; прогнозирование; Интернет; электронная торговля; объем рынка; доля; цена.
Пути модернизации потребкооперации (по материалам слушаний в ГД РФ)*
* Статья написана по материалам прошедших в Государственной Думе РФ слушаний «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии российских регионов». Приводятся отрывки из стенограммы расширенного заседания Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока от 18 июня 2015 года, Здание Государственной Думы // http://komitet2-1.km.duma.gov.ru.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Система потребкооперации требует внедрения маркетинговых подходов с преимущественной поддержкой государства. Экономическая ситуация в России меняется и от сырьевой модели мы переходим к потребительской. Поэтому так необходимо внедрять новые формы хозяйствования. Одной из таких форм и является потребкооперация. Потребкооперация должна представлять эффективную модель малых форм хозяйствования: снабжение ресурсами, заготовка, переработка, поставка в торговые сети с социально значимой нагрузкой. Сегодня наиболее приемлемая и доступная форма сотрудничества аграриев, фермеров – это потребительская кооперация. Потребительскую кооперацию надо обеспечить нормальной правовой законодательной базой. Есть вопрос по установлению упрощенной системы закупок сельхозпродукции, по льготному налогообложению. Потребкооперация – это некоммерческая организация, социально ориентированный бизнес. Модель модернизированной потребкооперации может быть примером соцально-маркетинговой модели развития регионов в новых экономических условиях.
Ключевые слова: модернизации потребительской кооперации; логистика кооперации; некоммерческое партнерство; конкуренция; региональное финансирование; государственно-кооперативное сотрудничество.
Зарубежная практика внедрения программ лояльности для футбольных болельщиков
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье рассматриваются практические примеры из программ лояльности зарубежных футбольных клубов и национальных сборных команд. В основном представлен опыт европейских стран и США. Источником информации стали аналитические материалы, интервью руководителей футбольных клубов и федераций и сайты данных структур. Отдельно анализируются подходы к автоматизации современных стадионов и концепции ценообразования билетных программ, которые также могут рассматриваться как инструменты формирования и поддержания лояльности болельщиков. Данный материал может быть интересен маркетинговым отделам футбольных клубов и федераций с позиции разработки и внедрения собственных программ лояльности, адаптированных для российского футбола. В итоге подобные программы будут способствовать привлечению новых болельщиков, удержанию существующих, увеличению доходов отечественных футбольных клубов и Российского футбольного союза.
Ключевые слова: экономика футбола; маркетинг в футболе; программы лояльности в спорте; информационные технологии в футболе; билетные программы.