Стр. 3 – 11

Концепция социально-гуманистического маркетинга как необходимое условие функционирования компаний в эпоху глобальных рынков

Парамонова Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы, Российский государственный гуманитарный университет; 125993, Москва, Миусская площадь д. 6

Рамазанов Ибрагим Агаевич, доктор экономических наук, доцент, профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова; 117997, Москва, Стремянный переулок, д. 36

В статье рассматриваются особенности развития маркетинговой деятельности компаний в эпоху глобальных рынков и новых информационных технологий. Транснациональным корпорациям, влияние которых распространяется не только на рынки, но и на государственную политику и иные сферы, рекомендуется принимать активное участие в создании стабильной среды обитания человека и условий для его самореализации и духовного развития. Доказывается целесообразность разработки и внедрения в маркетинговую деятельность стандартов социальной справедливости, разрабатываемых на основе гуманистических принципов. Предлагается концепция социально-гуманистического маркетинга, которая предполагает организацию деятельности, ориентированной не только на удовлетворение потребностей, формирование благосклонного отношения социального окружения и получения прибыли, но и на бескорыстное формирование справедливой социально-экономической, безопасной природной и стабильной политической среды обитания и духовного развития человека на основе гуманистических ценностей. Вознаграждением от подобной политики является стабильность социальной среды, которая является главным условием развития рынка и, как следствие, обеспечивает условия для успешного развития самой компании.

Стр. 12 – 17

Маркетинг в сфере образования. Статья 4. Фирменный стиль образовательной организации: кейс для маркетолога и рекламиста

Шевченко Дмитрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор маркетинга и рекламы, Московский политехнический университет; 107023, Москва, ул. Б. Семеновская, 38; консультант Гильдии Маркетологов, эксперт АКАР

В статье фирменный стиль рассматривается в контексте корпоративной идентичности образовательной организации. Представлен практический кейс на реальном примере разработки автором фирменного стиля Российского государственного гуманитарного университета. Фирменный стиль затрагивает важнейшие стороны деятельности образовательной организации, ее многогранную коммуникационную стратегию в конкурентной среде образовательного рынка. Четкий и позитивный фирменный стиль является жизненно важным для успеха и конкурентного роста каждого вуза. Фирменный стиль позволяет выделить университет среди конкурентов, способствует его положительному имиджу на региональном, национальном и на международном уровнях. Это расширяет возможности университета привлекать преподавателей, студентов, менеджмент самого высокого уровня, выстраивать партнерские отношения с коммерческими компаниями и некоммерческими организациями. Корпоративный имидж нечто большее, чем обычная визуальная идентичность университета. Это многогранный образ в глазах самых важных заинтересованных сторон: абитуриентов и студентов.
Фирменный стиль вуза — это создание базовой основы визуальной идентификации для зонтичного продвижения вуза. Фирменный стиль должен применяться с необходимой гибкостью, максимально используя заложенное в нем разнообразие. Использование фирменного стиля вуза в контексте его корпоративной идентичности не сводится к формированию внешнего имиджа, бренда. Корпоративная идентичность обладает большими смыслами, чем только репутация и имидж университета. Термин «фирменный стиль» несет в себе дополнительное преимущество, заключающееся в том, что университет все более уверенно себя позиционирует в рыночном международном образовательном пространстве, используя многочисленные маркетинговые приемы и методы, характерные для коммерческих организаций в современном мире.

Стр. 18 – 23

Маркетинг персонала. Статья 2. Теоретический базис маркетинга персонала и проблемы его практической реализации в деятельности современных организаций

Демьянченко Наталья Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Краснодарский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»; 350002, г. Краснодар, ул. Садовая, 23

Роль персонала в организации является одним из самых острых вопросов маркетинга персонала: «тварь дрожащая» или «право имею» - эти полярные позиции обладают своими достоинствами и недостатками, становясь либо источником уникальных конкурентных преимуществ, либо исходной точкой деградации корпоративной культуры и ухода с рынка. Современные технологические возможности шестого уклада, связанные с тотальной механизацией, автоматизацией и роботизацией простых трудовых функций создают персоналу современных организаций целое поле проблем и возможностей: от вымирания должностей с простым набором компетенций и примитивной трудоспособностью до возможности модификации собственной личности в масштабе «человеческого капитала». Рассмотрению особенностей теоретико-методологического базиса современного маркетинга персонала и проблемам его эффективного практического применения и посвящается авторская разработка.

Стр. 24 - 31

Опыт использования метода семантического дифференциала при оценке качества обслуживания потребителей

Михайлова Вероника Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и управления предприятием, Кубанский государственный технологический университет; 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2

Куренова Дария Геннадиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и управления предприятием, Кубанский государственный технологический университет; 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2

Кривошеева Екатерина Васильевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры маркетинга и управления предприятием, Кубанский государственный технологический университет; 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2

Статья посвящена способу оценки качества обслуживания покупателей с помощью метода маркетингового исследования – «тайный покупатель», направленного на оценку потребительского опыта, полученного клиентом в процессе приобретения товара или услуги. Данный метод предполагает использование различных инструментов, в том числе и шкалы семантического дифференциала. Такая шкала дает возможность исследовать качество обслуживания покупателей с разных сторон и представить результаты исследования в графической форме. Такое представление результатов является отличным управленческим инструментом, который позволяет увидеть сильные и слабые стороны работы сотрудников по сравнению с работой сотрудников фирм-конкурентов.

Стр. 32 – 41

Особенности поведения потребителей на рынке фитнес-услуг Приморского края

Виничук Оксана Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ); 690922, г. Владивосток, остров Русский, бухта Аякс 10, корпус G(22)

Аверкиева Алина Романовна, магистрант 2 курса направления подготовки «Стратегический маркетинг», Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), 690922, г. Владивосток, остров Русский, бухта Аякс 10, корпус G(22)

В статье рассмотрены современное состояние и направления развития рынка фитнес услуг, приведена оценка тенденций рынка, влияющих на особенности организации маркетинговой деятельности фитнес-клубов разного формата. В настоящее время сетевые фитнес-клубы, адаптирующие свои базовые модели организации бизнеса (например, на основе франчайзинга) сталкиваются с проблемами организации исследования особенностей регионального потребления фитнес-услуг. В этих условиях повышается актуальность выявления и оценки факторов, влияющих на формирование предпочтений потребителей при выборе фитнес-клуба. Результаты исследования показали необходимость организации следующих мероприятий в деятельности сетевого фитнес-клуба: организация обязательного профессионального обучения; проведение ежегодной аттестации персонала фитнес-клуба с целью проверки и повышения уровня качества работы данной компании; введение в расписание программ реабилитационной (восстановительной) направленности с целью привлечения аудитории старше 45 лет; разработка гибкой системы клубных карт.

Стр. 42 – 47

Корпоративная пресса как инструмент маркетинга: основные вопросы издания корпоративных СМИ

Нариньяни Алена Михайловна, журналист, генеральный директор «Агентства независимой журналистики»; 127015, Москва, Бумажный проезд, д 14, стр. 1, офис 601; www.journalisten.ru

Изучение корпоративных СМИ, их содержания, особенностей оформления и верстки, представляет интерес, поскольку потребность в подобных изданиях, качественных как с технической, так и с коммуникационной точки зрения, на сегодняшний день растет. Все большее число компаний принимает решение о выпуске собственного издания, при этом не имея полного представления о технологиях производства СМИ и особенностях корпоративной прессы. В данной статье даны ответы на следующие вопросы: дано определение понятию «корпоративные средства массовой информации»; рассмотрены виды корпоративных СМИ; описаны функции корпоративных СМИ; определены способы издания корпоративных газет и журналов; изучен мировой опыт издания корпоративных средств массовой информации; проанализирован объем работ по созданию корпоративного СМИ; рассмотрена структура номера корпоративного издания.
Указанные материалы могут быть использованы в практической и научной деятельности журналистов, работающих с корпоративными изданиями, специалистов по связям с общественностью и PR, а также руководством компаний, выпускающих или планирующих выпускать собственные корпоративные издания. Отраженные в работе данные позволят им просчитать стоимость собственного корпоративного СМИ и получить представление об этапах работы над его созданием.

Стр. 48

Новые книги. Технологии маркетинга

Р. Е. Мансуров, к. э. н., директор, Зеленодольский филиал Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, доцент кафедры маркетинга и экономики

Мансуров Р.Е. Технологии маркетинга. Практикум. М.: Изд-во «Инфра-Инженерия», 2017. 182 с.
Книга задумывалась как практикум по маркетингу. Структура книги задумана максимально просто. Она поделена на главы, посвященные ключевым направлениям деятельности специалистов по маркетингу. В начале каждой главы дается минимум теоретических знаний, в виде аналитических моделей и описания к ним. Ряд из них хорошо известен специалистам, а некоторые разработаны автором. Дальше в главе только практикум – опыт применения представленной теории в деятельности организаций.
Эта книга не учебник, она не для студентов и преподавателей. Также она не для ученых и не для тех, кто считает себя гуру маркетинга и/или менеджмента. Эта книга для любознательных практиков, т.е. для тех, чьи профессиональные обязанности связаны с маркетинговой деятельностью. Однако, она может быть полезна и ученым, преподавателям и студентам, в случае если у них возникнет желание критически оценить практическую применимость существующих аналитических моделей маркетинга. Книга дает возможность подумать и выбрать лучшую для своей организации практику. Она также может быть полезна начинающим предпринимателям, им она даст несложный инструментарий понимания маркетинговой позиции их бизнеса. И в то же время книга эта не так проста для понимания, как может показаться. Вполне вероятно, что для работы с ней, для более глубокого понимания приведенных алгоритмов и практикумов читателю потребуется изучение дополнительной литературы по маркетингу и стратегическому менеджменту.
Мотивом к написанию этой книги стало то, что есть очень много отличных моделей анализа маркетинговой деятельности организации. И автор как преподаватель их рассказывает студентам. Однако, как практик он всегда задает себе вопрос об их практической применимости в деятельности той или иной организации. К сожалению, ответ на этот, казалось бы, простой вопрос находится не всегда! Поэтому автор и решил написать книгу с моделями, которые работают практически.
Также в книге приведен сравнительный анализ эффективности маркетинговых стратегий различных компаний. Этот подход позволяет сопоставить их маркетинговую деятельность, изучить и попробовать применить лучшие практики маркетинга из других отраслей, а также оценить дальнейшие перспективы развития маркетинга в вашей компании.
Еще в книге есть спорная для книг по маркетингу глава про HR-брендинг. Это направление достаточно новое и находится на стыке вопросов маркетинга и управления персоналом. Специалисты по обе стороны относятся к HR-брендингу по-разному. Мнения меняются в зависимости от акцентов, точек зрения и рассматриваемых вопросов. В то же время это направление развивается, а, как известно, лучшим мерилом теории является практика. Поэтому место HR-брендинга в системе менеджмента организации нужно искать, а аналитические модели совершенствовать и разрабатывать новые. В качестве предположения, требующего дополнительного изучения, можно сказать, что HR-брендинг является частью системы развития маркетинга взаимоотношений. И этим обосновано включение соответствующей главы в данную книгу.
Многое в книге посвящено маркетингу в сфере оказания образовательных услуг и это не случайно. Дело в том, что образовательные услуги являются доверительными услугами, требующими применения очень тонких механизмов выстраивания отношений с потребителями. Делать это часто достаточно сложно, но в современном бизнесе это исключительно актуально.
Небольшой сюрприз – для лучшего понимания представленных теоретических алгоритмов и моделей даются кейсы для самостоятельного решения на примере известных художественных фильмов и детских мультфильмов, и конечно же даны их решения. Так что, уважаемые читатели, вам должно быть не только очень познавательно, но и очень интересно!