Поиск по сайту :
   
  Главная
  Об АГЕНТСТВЕ
  Практический
  маркетинг
  Эксклюзивный
  маркетинг
  Политический
  маркетинг
  Рекламодатель
  Дайджест
  маркетинг
  Подшивка за
  1997г.- 2002г.
  Статьи
  Подписка
  Реклама
  Пишите нам 
Практический маркетинг № 02 (72) 2003 г.

*
Приключения маркетинга в России
Глава 16. Реклама
А. Ильин, А. Кухарчук
    "Действие и разнообразные приемы рекламы за границей известны довольно хорошо… Но когда представляешь себе то же самое у нас в России, чувствуется, что здесь что-то не то, чего-то не хватает, нет правильно установленной точки зрения; как будто то, что там является совершенно деловым и серьезным, у нас отдает не то пошлостью, не то карикатурой.
    В самом деле, даже слово "реклама", по-русски не переводимое, звучит у нас чем-то чуть не бранным. Наша публика давно уже привыкла отождествлять рекламу с самыми неблаговидными и неприличными приемами, на какие способны жадные до наживы люди (А. Виригин, 1898 г.)"

рубрика: НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
*
Рецензия на новый учебник "Маркетинг" И. Кретов
    Учебник "Маркетинг" подготовлен коллективом авторов РГТЭУ под редакцией проф. Н.П. Ващекина (М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003г.)
    Переведено и опубликовано в России много учебников по маркетингу: это, прежде всего, Ф. Котлер - классик американского маркетинга, сокращенный вариант его учебника под покровительством Г.Г. Абрамишвили, П.С. Завьялова появился в СССР еще в 1979 г. Первая попытка создания учебника по маркетингу при участии российских авторов завершилась в 1995 г. изданием учебника "Маркетинг" под редакцией А.Н. Романова (М.: ЮНИТИ Биржи и банки, 1995). И хотя в нем принимали участие корифеи российского маркетинга (П.С. Завьялов, И.Н. Герчикова, Б.А. Соловьев, В.Е. Демидов, Ю.М. Неруш и др.), учебник, прямо скажем, не удался. Были и другие попытки создать российский учебник по маркетингу - и коллективные и индивидуальные. Особого эффекта эти попытки не имели, поскольку все они были в достаточной мере компилятивны и плохо ложились на российскую экономическую действительность.
    Появление учебника "Маркетинг", издание которого подготовлено коллективом авторов Российского государственного торгово-экономического университета, явилось для нас приятной неожиданностью:
    во-первых, он компактен и лаконичен;
    во-вторых, он насыщен практическими примерами, тестами, деловыми ситуациями и т.п., имеющими прямое отношение к российской экономической действительности;
    в-третьих, учебник имеет исключительно точную адресность. Он направлен прежде всего на студентов, стремящихся овладеть специальностью 061500 (Маркетинг). Последнее вовсе не значит, что он не интересен для студентов, которые намерены изучить вообще проблемы маркетинга.
    Лаконичность изложения теоретических положений маркетинга, о чем мы высказывались выше, подчеркивает принципиальную позицию авторов, уверенных в том, что с теоретическими основами маркетинга студенты имеют возможность ознакомиться по другим работам, в т.ч. и зарубежных авторов, обширный список которых приведен в приложенной библиографии.
    Следует заметить, что это издание учебника является вторым, но значительно переосмысленным и серьезно переработанным. Авторский коллектив под руководством Н.П. Ващекина достиг весьма заметного успеха, поскольку авторам удалось создать учебник полностью соответствующий предъявляемым Минобразования требованиям к подобного рода работам. С полной ответственностью утверждаю, что учебник "Маркетинг", подготовленный коллективом авторов РГТЭУ, может быть рекомендован для использования в учебном процессе экономических вузов Российской Федерации, готовящих специалистов в области маркетинга, коммерции и рекламы.
    Особенно следует подчеркнуть, что учебник, помимо общей пользы, является своеобразным ответом на происходящие в России изменения в сторону развития рыночных отношений, учитывает новейшие тенденции по совершенствованию государственных образовательных стандартов профессионального образования, а следовательно, способствует повышению общего уровня подготовки специалистов, на долю которых выпало строить новую Россию XXI века.

рубрика: КОНСАЛТИНГ
*
Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке Д. Федоров
    "…Специфика неформальных маркетинговых коммуникаций определяется иным характером связи между производителем и потребителем. Если традиционные формы устанавливают связь производитель - потребитель посредством выбора того или иного медиа-канала, то в условиях неформальных коммуникаций, потребитель сам активно участвует не только в формировании обратной реакции, но и в распространении информации. Можно выделить следующие основные достоинства этой формы коммуникаций:
  • отсутствие прерывающего характера коммуникационного процесса,
  • индивидуальность обращения и доступный для понимания характер,
  • высокая интерактивность процессов обмена информацией в неформальном канале,
  • невысокая стоимость.
Неформальные маркетинговые коммуникации, на наш взгляд, можно условно разделить на два основных типа.
    Неформальные коммуникации межличностного характера
    Неформальные коммуникации неличного характера.

* * *

    … Система неформальных маркетинговых коммуникаций открывает компаниям неплохие возможности, особенно в условиях снижения эффективности и роста стоимости традиционной рекламы".

рубрика: МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
*
НОРМАТИВНЫЕ и МАРКЕТИНГОВЫЕ подходы
(на примере создания сети физкультурно-спортивных сооружений)
М. Золотов
    В примере, приведенном в статье, структура сети ФСС, предполагаемая по нормативам, аналогична структуре, рассчитанной по результатам маркетингового исследования потребностей населения. Однако количественно данные показатели достаточно сильно различаются.
    Сопоставление подобных расчетов может привести к различным сценариям - нормативные и маркетинговые выводы могут совпадать, они могут различаться количественно и качественно в различных направлениях. Поэтому нецелесообразно с экономической точки зрения основываться при формировании программ развития массового спорта только на нормативных показателях. Вместе с тем, не следует отказываться от нормативных показателей, поскольку они создают основу для территориального планирования муниципального образования, дают базу для сравнения возможностей удовлетворения реальных потребностей населения.

рубрика: ПРИМЕРЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
*
Потенциальные покупатели финансовых услуг: установки и ожидания розничного инвестора Московская консультационная группа
    В конце 2002 года компания "МКГ" провела в Москве исследование, посвященное установкам массового инвестора. В рамках проекта, в частности, изучались представления респондентов о фондовом рынке, степень информированности о ценных бумагах и финансовых услугах, потенциальная готовность покупать ценные бумаги, а также факторы, влияющие на инвестиционное поведение.
    В исследовании принимали участие респонденты в возрасте от 22 до 55 лет, уровень месячного дохода которых составлял не менее 300 долл. в расчете на одного члена семьи. Численность выборки количественного опроса - 1071 респондент.
    Помимо массового опроса проводились фокус-группы.

*
Адаптация радиостанции к изменившимся условиям на рынке средств массовой информации (г. Набережные Челны) В. Скопенко
    Цель исследования - адаптировать радиостанцию "Второе Дыхание" к изменившимся условиям на рынке СМИ г. Набережные Челны.
    Задачи исследования:
  • анализ рынка радиостанций
  • анализ комплекса маркетинга РВД
  • разработка предложений по инвестиционному проекту "Ребрэндинг РВД"
    Применяемые методы:
  • мониторинг эфира РВД
  • анализ документации коммерческой службы
  • интервью с работниками фирмы
  • экспертное исследование рекламодателей РВД
  • наблюдение.
    Период исследования - октябрь-декабрь 2002 г.

*
Изучение аудитории кабельной телевизионной сети (Исследование было представлено на конкурс "Консультант 2002") Е. Григорьев, Н. Григорьева
    Исследование проводилось в декабре 2001 года.
    Предмет исследования: количественные и качественные характеристики аудитории компании "Кабельная сеть", ее структура, информационные потребности.
    Объект исследования: реальная аудитория кабельного телевидения.
    Основными методами сбора информации в настоящем исследовании выступали анкетирование и формализованное интервью.
    Опрос проходил по месту жительства абонентов "Кабельной сети".
    Всего в ходе исследования было опрошено 501 человек. Общий объем выборки соответствует статистически обоснованным нормам. Расчетная величина фактической ошибки репрезентативности составляет 5% при вероятности ее появления 0,95, что обеспечивает достаточно высокий уровень точности полученных в исследовании количественных данных.
    В ходе исследования решались следующие задачи:
  1. Выявление оснащенности телетехникой аудитории кабельной телекомпании, описание ее состояния.
  2. Выявление потенциальных покупателей новой телетехники, оценка их предпочтений.
  3. Выяснение социально-демографической и профессиональной структуры телеаудитории кабельной сети.
  4. Выявление мотивации подключения к кабельной сети.
  5. Определение рейтинга популярности транслируемых каналов.
  6. Изучение тематических предпочтений телеаудитории.
  7. Выяснение степени удовлетворенности зрителей различными сторонами деятельности компании.
  8. Выделение групп "лояльных" и "не-лояльных" потребителей услуг компании, оценка их весовых долей.
  9. Изучение потребительских ожиданий абонентов кабельной компании по отношению к размеру абонентской платы, установленной за базовый пакет.

рубрика: МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ
*
Москва: аудитория телевидения (январь 2003) ROMIR monitoring
Информация в табличной форме по данным системы "СоюзТВметрия".

рубрика: КОНКУРСЫ
*
Подведены итоги конкурса "Консультант-2002"
    НОМИНАНТАМИ в категории "Маркетинговое исследование" стали следующие работы:
    Легкая промышленность Тюменской области
    Чистякова А.О., Моставщикова С.М.
    ЗАО "ТюмБИТ"
    Рынок стекла для легковых автомобилей
    Ахтямов И., Мазеин С., Пичугин С., Савельев И.
    Консультационно-инжиниринговая фирма "МетаПроект"
    Повышение конкурентоспособности ресторанного комплекса
    Светлана Владиславовна Думчева
    Обзор рынка спортивного питания
    Алексей Вороной, Петр Манько, Елена Яковлева
    Исследовательская компания Infowave
    Потребление металлов в России и Украине
    Иветта Герасимчук, Константин Симонов, Валентина Государева, Алексей Мешков, Константин Батозский
    ЦПКР
    Создание фармацевтического производства
    Акимова Г.Н., Кузнецов М.С., Кузнецова И.А., Мозгов К.С.
    ЗАО Инвестиционная компания "Контраст"
    Рынок интернет-услуг N-ского региона
    НП "Социальные исследования и технологические инициативы"

    ПОБЕДИТЕЛИ:
    1.
    Обзор рынка спортивного питания
    Алексей Вороной, Петр Манько, Елена Яковлева
    Исследовательская компания Infowave
    2.
    Потребление металлов в России и Украине
    Иветта Герасимчук, Константин Симонов, Валентина Государева, Алексей Мешков, Константин Батозский
    ЦПКР
    3.
    Создание фармацевтического производства
    Акимова Г.Н., Кузнецов М.С., Кузнецова И.А., Мозгов К.С.
    ЗАО Инвестиционная компания "Контраст"

    Всего в категории "Маркетинговые исследования" жюри рассмотрело 21 проект.

    От редакции
    Все вышеперечисленные работы организаторы конкурса намерены разместить на сайте www.cfin.ru .
    Мы же в ближайших номерах журнала планируем напечатать некоторые из представленных на конкурс исследований, которые, на наш взгляд, также вполне достойны были бы оказаться в числе номинантов. Одна из таких работ - "Изучение аудитории кабельной телевизионной сети" - уже в этом номере.


рубрика: ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
*
Американского среднего класса в России не будет никогда И. Березин
Полный текст письма